Алексей Михайлович Черемухин (ум. 1958), учёный в области самолётостроения, конструктор и испытатель первых отечественных вертолётов.

Алексей Михайлович Черёмухин (17 (30) мая 1895, Москва — 19 августа 1958, Паланга, Литовская ССР) - советский авиационный конструктор, создатель первого отечественного вертолета.
Биография
Родился в семье педагогов, отец Михаил Никифорович — преподаватель математики, инспектор Императорского училища Большого и Малого театров, мать Зинаида Алексеевна преподавала иностранные языки.
В 1914 г. окончил с золотой медалью 5-ю Московскую классическую мужскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт.
Военный летчик
Когда началась Первая мировая война Алексей Черёмухин оставил учебу в институте и поступил вольноопределяющимся в 13-й корпусной авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года он был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где попал на четырехмесячные «Теоретические курсы» Н. Е. Жуковского, что, возможно, и предопределило его будущую судьбу авиационного конструктора. Лекции читали ученики профессора, там же Черёмухин познакомился и с А. Н. Туполевым. По окончании курсов выдержал экзамен на летчика и был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. В апреле 1916 года прапорщик Черёмухин совершил свой первый боевой полёт, а 12 декабря 1916 был высочайше удостоен звания «военного летчика». Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.
За мужество и отвагу был награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, орденами Св. Анны 2-й ст. с мечами, 3-й ст. с мечами и бантом, 4-й ст. с надписью «За храбрость», орденами Св. Станислава 2-й ст. с мечами и бантом и 3-й ст., а так же высшим боевым орденом Франции — «Военным Крестом».
20 декабря 1917 года Управлением Военного Воздушного Флота А. М. Черёмухин был назначен инструктором в Качинскую военную авиационную школу в Севастополе, после расформирования которой в марте 1918 года вернулся в Москву.
Авиационный конструктор
После возвращения в Москву поступил в МВТУ (закончил его в 1923 году), с 1920-го года работал летчиком-экспериментатором в Комиссии по тяжелой авиации (КОМТА). Кроме этого начал исследования в области методов расчета продольной устойчивости самолета.
С 1918 работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, где принимал участие в конструировании и постройке первых советских самолётов (1918-22). Конструктор и испытатель первых советских вертолётов (1927-35). С 1938 в опытном КБ А. Н. Туполева; с 1953 заместитель генерального конструктора.
Награды и звания
Доктор технических наук (1937), профессор (1934), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1952), награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
В 1982 ЦК ДОСААФ учредил переходящий приз — кубок Черёмухина и медаль его имени за достижения в вертолётном спорте. Так же сконструировал первый вертолет 13 сентября 1930 года.Машина типа геликоптер была построена

Википедия